Заработает ли в Украине механизм информаторов?

Или несколько шагов для успешной интеграции украинского фондового рынка в международные рынки капитала.
... В настоящее время 105 национальных регуляторов рынков капитала являются подписавшими Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве Международной организации комиссий по ценным бумагам (MMoU, IOSCO). Этот документ позволяет регуляторам проводить расследование друг для друга. Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) пока не имеет полномочий, предусмотренных законодательством, чтобы подписать этот Меморандум. Об этом в Киеве сообщил заместитель директора управления международного сотрудничества Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) Скотт Бордвелл.
Каких полномочий не хватает НКЦБФР
НКЦБФР пока не имеет полномочий, предусмотренных законодательством, чтобы подписать IOSCO MMoU.
Чтобы присоединиться к Меморандуму, по словам Скотта Бордвелла, регулятор должен иметь право получать банковскую информацию, информацию о реальных бенефициарах, личную информацию о гражданах (электронная почта, статистика телефонных разговоров и т.п.) и делиться ею с другими регуляторами. Например, если НКЦБФР проводит какое-то расследование по определенному делу, а лица, в отношении которых ведется расследование, имеют банковский счет в США, то при условии участия в Меморандуме, украинский регулятор мог бы обратиться к SEC и просить ее открыть расследование от имени украинской Комиссии. «Мы ждем, когда НКЦБФР сможет присоединиться к сети регуляторов», – сказал Скотт Бордвелл.
В отличие от НКЦБФР, Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) США имеет полномочия на ведение административно-гражданских расследований в отношении едва ли не любого лица или компании, и не обязательно этот субъект регулируется ею. Примерно 50 % дел, которые она открывает, касаются регулируемых субъектов, а остальные 50 % – нерегулируемых, но нарушивших федеральный закон США. В значительном количестве случаев проводить расследования по делам Комиссия по ценным бумагам и биржам США начинает, опираясь на данные информаторов-добровольцев, которые сообщают о нарушениях на рынке ценных бумаг. Согласно американскому законодательству, для поощрения граждан Комиссия вправе выплачивать таким лицам вознаграждение за предоставление достоверной информации.
Вознаграждение за бдительность
«Институт вознаграждения для добровольцев-информаторов в SEC, которые помогают правоохранителям выявлять и доказывать нарушение законодательства на рынке ценных бумаг, возник с принятием Закона о защите потребителей финансовых услуг Додда - Франка (англ. The Dodd - Frank Act)», – рассказывает заместитель директора управления правоприменения Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) Юрий Зелинский.
Зачастую проводить расследования по делам SEC начинает, опираясь на данные информаторов-добровольцев.
Данный законодательный акт в США был принят 21 июля 2010 года с целью снижения рисков в американской финансовой системе. «Этот закон уполномочил Комиссию, чтобы она создала процедуру, благодаря которой граждане, предоставляющие информацию о нарушениях на рынке ценных бумаг в SEC или в суде, получают вознаграждение в размере до одной трети от суммы штрафа, наложенного на нарушителя (эти суммы могут достигать миллиона долларов США). Это сильная нравственная регуляция», – уточняет Юрий Зелинский. Принимает сообщения от граждан и выплачивает вознаграждение отдельный отдел в структуре SEC. При этом комиссия пристально сохраняет тайну информатора.
«Кстати, в SEC, как и в других федеральных агентствах, есть такая должность, как генеральный инспектор, который контролирует нарушения законодательства сотрудниками и вопросы соблюдения принципов этики поведения», – добавляет его коллега Скотт Бордвелл.
По данным Комиссии по ценным бумагам и биржам США, в 2014 году комиссией было завершено и передано в суд 755 дел. Из них 22 % касались нарушений законодательства брокерами-дилерами, 17 % – нарушений законодательства со стороны инвестиционных советников / компаний, 14 % – несвоевременного представления отчетности, 13 % – нарушения законодательства в отчетности и в процессе раскрытия информации эмитентами. Еще 11 % дел проводились по расследованию мошенничества в процессе размещения ценных бумаг, 8 % – манипулирования на рынке, 7 % – торговли с использованием инсайдерской информации. И 1 % дел касался нарушения Закона о противодействии коррупции за рубежом (взятки иностранным государственным служащим).
В НКЦБФР уже работают над разработкой механизма получения сообщений о правонарушениях на рынке ценных бумаг.
Как выяснилось, в НКЦБФР уже работают над разработкой механизма получения сообщений о правонарушениях на рынке ценных бумаг. В пресс-службе НКЦБФР уточнили, что в четвертом квартале этого года планируется вынести на обсуждение соответствующий законопроект по противодействию злоупотребления на рынке. Сейчас завершается работа над ним. Планируется, что этим документом в украинское законодательство будут внесены нормы европейских законодательных актов: Регламента ЕС о злоупотреблениях на рынке (MAR, market abuse regulation), Директивы ЕС об уголовной ответственности за рыночные злоупотребления (Crim-MAD, criminal sanctions for market abuse) и Рекомендаций ESMA, объединяющих 28 стран ЕС.
По замыслу авторов законопроекта, информаторы смогут сообщить Комиссии о совершенных или потенциальных нарушениях законодательства, а Комиссия должна будет обеспечить защиту лиц, которые предоставили информацию, их персональных данных, от разглашения и возможного преследования. Будет ли работать эта практика в Украине – вопрос времени и опыта...
- 12:3408.10601308.10.2021 | Регулирование60130Рада продлила срок подачи информации о конечных бенефициарах юрлицРада продлила на 9 месяцев конечный срок подачи информации о конечных бенефициарах юрлиц
- 17:1306.10284406.10.2021 | Регулирование28440За несвоевременное раскрытие конечных бенефициаров штрафовать не будутМалюська обещает не штрафовать юрлиц за несвоевременную подачу информации о конечных собственниках до декабря
- 13:5209.06224409.06.2021 | Регулирование22440Форма раскрытия структуры собственности юрлиц утверждена МинфиномМинфин утвердил форму раскрытия структуры собственности юрлиц
- 10:5622.02190622.02.2021 | Регулирование19060НБУ переводит отчетность финсектора на XBRLНБУ переводит отчетность финсектора на международный стандарт XBRL
- 17:0929.01190429.01.2021 | Регулирование19040Банки должны проверять полномочия доставляющих документы лицНБУ обязал банки проверять полномочия лиц, самостоятельно доставляющих документы на принудительное списание средств
- 11:5227.01204927.01.2021 | Регулирование20490Рада намерена обязать коллекторов соблюдать требования этического поведенияРада намерена обязать коллекторов соблюдать требования этического поведения и штрафовать за его нарушение
- 15:5723.12235923.12.2020 | Регулирование23590С апреля для банков введут новый нормативНовый норматив долгосрочной ликвидности для банков NSFR станет обязательным с апреля 2021, - НБУ
- 14:0221.12146221.12.2020 | Регулирование14620НБУ обновил стратегию макропруденциальной политикиНациональный банк обновил стратегию макропруденциальной политики




14:08 12.08213Україна планує залучити у Канади кредит на 12,7 млрд гривень11:23 12.08219Мінфін пропонує військові облігації у гривні09:52 12.08253НБУ анулював валютну ліцензію ще одній компанії09:28 12.08206НБУ назвав причини зростання цін у липні14:47 11.08272У червні збиток банків становив 3,3 млрд гривень11:17 11.08273НБУ знову оштрафував "Споживчий центр"09:43 11.08260Держбюджет у 2-му кварталі отримав від податку на Google $76 млн09:22 11.08336Україна завершила операції по відтермінуванню виплат за держборгом на 2 роки15:40 10.08306У липні ціни зросли на 0,7%14:36 10.08328НБУ відновлює публікацію результатів опитування банків про обсяги наданих населенню іпотечних кредитів