Авторизация на портале

Авторизуясь на www.stockworld.com.ua Вы получаете доступ к расширенному функционалу портала: комментированию публикаций, организации встреч и участию в мероприятиях, созданию собственного профиля и просмотру профилей других зарегистрированных пользователей портала
Также Вы можете авторизироваться при помощи вашего профиля в социальных сетях. Вы автоматически принимаете на себя условия Правил поведения на портале, а также условий перепечатки и другого использования материалов портала
Также Вы можете зарегистрироваться при помощи вашего профиля в социальных сетях :
13.09.2016 | 09:44
999
0

Вадим Мосийчук: «Мы изменили тренд от разрушения системы Госрезерва до развития с четкой стратегией»

Нынешний Глава Госрезерва и бывший фондовик – о работе госпредприятий, их эффективности и корпоративном управлении.

К главе  Государственного агентства резерва Украины (Госрезерв) Вадиму Мосийчуку последнее время  приковано пристальное внимание. Кабинет министров инициировал 31 августа Служебную проверку главы ведомства. Госрезерв отреагировал на это заявлением, в котором сообщил, что данная проверка базируется преимущественно на устаревших фактах и направлена на смену эффективного руководства агентства: почти все указанные в материалах нарушения датированы 2014 и началом 2015 года – периодом до назначения Мосийчука.

Вадима Мосийчука как бывшего директора европейской компании по управлению активами год назад пригласили на эту должность для осуществления ряда изменений и реформирования системы Госрезерва. StockWorld.com.ua решил пообщаться с бывшим топ-менеджером банка с иностранным капиталом о том, что удалось и не удалось ему изменить в архаичной системе организации более чем за год работы, и способны ли «прижиться» лучшие практики корпоративного управления на государственных предприятиях.

StockWorld: Вадим, каков финансовый результат управляемых Вашим ведомством предприятий?

Вадим Мосийчук: По итогам первого полугодия этого года чистый финансовый результат государственных предприятий системы Госрезерва вырос в 15 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Если в 2014 году предприятия получили убытки на 2 миллиона гривен, то в 2015-ом уже заработали пять миллионов гривен, а в этом году планируют получить 10 миллионов  чистой прибыли. Цель на 2017 год: по марже – не менее 10 %, EBITDA – 20 %.

SW: На каком из предприятий изменения наиболее очевидны?

Способны ли «прижиться» лучшие практики корпоративного управления на государственных предприятиях?

ВМ: Наиболее показательны преобразования на комбинате «Прогресс» (Киев), специализирующемся  на предоставлении услуг по хранению продукции. После смены руководителя этого завода в начале этого года предприятие в первый же квартал увеличило поступления на 100 % или почти на 3 миллиона гривен! По результатам восьми месяцев выполнило годовой план на 14, 5 миллионов  гривен. Считаю, что несправедливо, что прибыльное предприятие и дальше получает бюджетное финансирование в объеме 7 млн гривен в год. Поэтому подготовил необходимые документы по отказу от бюджетного финансирования прибыльных государственных организаций Госрезерва.

Мы сообщили Министерству экономического развития и торговли Украины и Министерству финансов, что готовы отказаться от финансирования зарплат и коммунальных услуг, так как эти предприятия де-факто работают прибыльно, а де-юре (по своему уставу) являются неприбыльными организациями, получающими финансирование из бюджета. Для госбюджета Украины экономия может составлять уже в этом году 62 миллионов гривен, 2017 – 72 миллиона гривен. 

SW: Какие результаты, кроме количественных, еще можете выделить?

ВМ: Мы изменили тренд от разрушения системы Госрезерва до развития с четкой стратегией, хотя получили в наследство один негатив. Искоренили полностью коррупцию внутри системы благодаря организационным и другим мерам. Освободили более половины руководителей и других должностных лиц. Наш центральный аппарат сокращен на 30 % и обновлен на 30 %. Мы – один из первых органов центральной исполнительной власти, который провел открытый конкурс на должности в центральном аппарате согласно новому закону «О госслужбе».

Второе положительное изменение – интеграция с европейскими партнерами, в частности, с Госрезервом Литвы, Польши, Словакии, Хорватии, Сербии, Бельгии, Франции. Реформируем нашу систему по европейской модели, а именно: приступаем ко второму этапу консолидации предприятий. После аудита предприятий аграрного сектора системы Госрезерва компанией BakerTillyUkraine, который, к слову, осуществляем за свой счет, планируем предложить его новую корпоративную европейскую структуру.

Планы-2017 предприятий в системе Госрезерва: по марже – не менее 10 %, EBITDA – 20 %.

В ее рамках госкомпания «Агрорезерв» объединит 10 прибыльных предприятий. В ней будет независимый наблюдательный совет, правление, внутренний аудит, конкурентоспособные зарплаты. До конца года планируем начать объединение нефтекомбинатов в компанию «Нафторезерв», которая будет способна хранить до одного миллиона тонн нефтепродуктов, диверсифицированных по всей стране. Третья крупная компания, которую планируем создать, – это предприятие складов и морозильников, которое предполагается организовать в 2017 году.

SW: Согласитесь, украинской госсектор, к сожалению, ассоциируется с неэффективным управлением, при котором, кроме прочего, процветает воровство. Вы утверждвете, что ваши предприятия уже не соответствуют привычному стереотипу. Какие лучшие практики корпоративного управления используете?

ВМ: С 1 января этого года в Госрезерве внедрен Согласительный совет (я его председатель), который является праобразом будущего Наблюдательного совета. В него входят представители различных департаментов Госрезерва. В ближайшее время в этот совет включим в рамках действующего законодательства представителей иностранных структур и независимых директоров. Суть этого органа заключается в том, что раз в квартал на нем отчитываются руководители предприятий и организаций, как это делается на Западе, о результатах достижений за прошедший период, представляют планы на будущее. Озвучивают имеющиеся проблемы. Отдельный пункт – модернизация. Деньги на нее берем из своих доходов. Комиссия по модернизации согласовывает операции на сумму более 50 тыс. грн, которые осуществляются через систему Prozorro, где закупаются товары и услуги. На этот год планируем вложить в модернизацию более 50 миллионов гривен.

 Украинской госсектор ассоциируется с неэффективным управлением.

Кроме того, в этом году внедрена новая трехуровневая мотивационная программа для директоров в соответствии с KPI (Key Performance Indicators, ключевые индикаторы результативности), которая позволяет в несколько раз поднять уровень оплаты (до 60 тыс. грн в месяц) в зависимости от достигнутых результатов.

SW: Отдельный вопрос – это «распродажа» госактивов. Стала ли  прозрачней система продажи материальных ценностей?

ВМ: С переходом на закупки материальных ценностей по системе ProZorro мы ожидали, что избавимся устаревших схем. Но старые процедуры все еще тормозят продажу имущества. Юридически все еще должны продавать и освежать материальные ценности, собирая комиссию с аукциона. По букве закона, его участники  должны приходить с конвертами предложений. И тогда происходит аукцион «с молотка». Есть ситуации, когда мы годами не можем продать «хлам», потому что не в состоянии его правильно переоценить. Мы уже предложили новую сокращенную процедуру, которая дает возможность автоматического снижения цены и более быстрой реализации. Если начнем реализовывать мобилизационный резерв (на случай войны) дважды в неделю, то чтобы продать хотя бы его половину, нам понадобится более двух лет. Еще в марте этого года мы направили в Минэкономики положение, которое позволило бы упростить аукционную процедуру реализации материальных ценностей и ввести электронные аукционы. Документ до сих пор лежит в этом министерстве. В связи с такими медленными темпами мы уже можем и в 2017-ый год не войти с электронными системами продажи материальных ценностей.

SW: В начале своей работы в Госрезерве Вы говорили о создании его финансового ресурса. Удалось ли воплотить эту идею в жизнь?

ВМ: Де-факто он уже есть. Это материальные ценности, дебиторская задолженность, денежные средства на счетах в Госказначействе. Но, по нынешнему законодательству, в конце каждого дня  мы должны иметь «на счетах» только материальные ценности, при этом сама процедура закупок сложная. Поэтому хотим для гибкости системы иметь не только такие ценности, но и денежные средства. Они могут использоваться во всех необходимых целях. Например, в прошлом году было несколько пожаров под Киевом, и для того, чтобы потушить их – в прямом и переносном смысле – мы могли бы направить средства на закупку горючего, но....

Справочная информация

Вадим Мосийчук родился в 1979 году в городе Тячев Закарпатской области. В 2000 году окончил Севастопольский институт ядерной энергии и промышленности (ранее Севастопольский военно-морской институт) по специальности инженер-электрик, в 2007 году – Европейский университет (специальность – экономика, финансы). В 2003 - 2004 годах работал главным специалистом департамента макропрогнозирования Министерства экономики и европейской интеграции. В 2005 году занимал должность главного специалиста по активам компании по управлению активами (КУА) «КИНТО». В 2005 - 2008 годах – генеральный директор КУА «СЕБ Эссет Менеджмент Украина». В 2008 - 2013 годах – гендиректор КУА «Райффайзен Аваль». С марта 2014 по июнь 2015 года – независимый финансовый консультант. Председателем Госрезерва Украины назначен 26 июня 2015 года.

Госрезерв обеспечивает материальные резервы страны. С 39 предприятий Госрезерва, которые работали в 2015 году, должны остаться 22. Остальные будут приватизированы или подлежать процедуре банкротства. Сейчас активно работают 26 предприятий. В системе Госрезерва работает более двух с половиной тысяч сотрудников. 

Если Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Оставить комментарий0
Для того, чтобы оставлять комментарии Вам нужно войти или зарегистрироваться.
Последние новости рубрики:
Stockworld's telegram
Подробнее