Авторизация на портале

Авторизуясь на www.stockworld.com.ua Вы получаете доступ к расширенному функционалу портала: комментированию публикаций, организации встреч и участию в мероприятиях, созданию собственного профиля и просмотру профилей других зарегистрированных пользователей портала
Также Вы можете авторизироваться при помощи вашего профиля в социальных сетях. Вы автоматически принимаете на себя условия Правил поведения на портале, а также условий перепечатки и другого использования материалов портала
Также Вы можете зарегистрироваться при помощи вашего профиля в социальных сетях :
26.02.2019 | 12:43
1431
0

Нужен ли Украине такой СПЛИТ?

На текущей неделе в Верховной Раде планируют рассмотреть так называемый законопроект о СПЛИТе. Этот документ предлагает ликвидировать Национальную комиссию по регулированию рынков финансовых услуг и передать полномочия по регулированию небанковских рынков Национальному банку и Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.

Все началось с меморандума сотрудничества с Международным валютным фондом. В СМИ можно было встретить информацию, что МВФ требует от Украины принять вышеупомянутый закон. Однако жесткого требования со стороны международной организации нет и не было. Именно данные МВФ показывают, что среди 70 стран, которые проводили реформы регулирования финансовых рынков, только 27 стран (38,5%) провели консолидацию финансового регулирования и надзора, в той или иной степени, 42,6% стран-членов Международной ассоциации регуляторов рынка ценных бумаг, в том числе США и Китай используют модель секторального регулирования финансового рынка (существующая модель Украины), которая сдерживает конфликт интересов.

И даже в большинстве стран из этих 27 стран, где применена модель мегарегулятора, этот орган является независимым и отделенным от центрального банка, кроме России и Сингапура.

Проблема в том, что Национальный банк Украины в последний год очень активно лоббирует скорейшее принятие законопроекта о СПЛИТе. НБУ не справляется со своим рынком, а еще хочет взять на себя дополнительные функции. Для примера можно навести следующие цифры – из некогда существовавших 188 банков в Украине остались лишь 77. В НБУ это назвали "чисткой рынка" от "плохих" игроков. А где гарантии, что Нацбанк точно также не начнет "зачищать" и рынок страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов и финкомпаний?

А в компетенции Нацкомфинуслуг находятся почти 300 страховых компаний, более 300 кредитных союзов, несколько десятков негосударственных пенсионных фондов, почти 1 тысяча финансовых компаний и более 350 ломбардов! Каким образом Нацбанк без должного опыта собирается охватить этот рынок?

Согласно тексту законопроекта, у небанковского финcектора для адаптации будет примерно один год. Возникает вопрос - и как это будет происходить? В Нацбанке уверяют, что в течение этого периода они будут работать над совершенствованием законодательства и регуляций. О какой передаче полномочий вообще может идти речь, если для этого нет законодательной базы, а принятие закона о СПЛИТе не решает всех проблем?

В Нацбанке также заверяют, что в случае принятия законопроекта, существенно можно будет упростить лицензирование новых небанковских финансовых учреждений. При этом перелицензирование действующих игроков этого рынка не планируется. Но давайте опять же вспомним пример банковского рынка. НБУ постоянно ужесточает условия лицензирования банков, а также требование по ряду нормативов, в результате чего в прошлом году несколько банков самостоятельно решили покинуть рынок и сдать лицензию, так как не могли выполнять "драконовские" требования НБУ.

Это не говоря еще об отсутствии у НБУ необходимой компетенции по регулированию рынка небанковских финансовых услуг. И этот факт публично признают в Нацбанке.

Передача несвойственных НБУ функций надзора за страховыми компаниями, кредитными союзами, бюро кредитных историй, финансовыми компаниями, лизингодателями может привести к еще большему усложнению выполнения Национальным банком основных функций, связанных с регулированием денежно-кредитной системы государства.

Именно та модель (секторальная модель), что существует сегодня в Украине, как одна из лучших, была внедрена с помощью проектов USAID и Международного банка.

Как показывает опыт других стран, регулятор, который не может справиться с большим и разнообразным рынком, начинает искусственно сужать его до объемов, при которых сможет выполнять свои функции. При этом применяются жесткие административные меры и искусственное повышение требований к капиталу, нормативов и т.п., что вызывает вывода с рынка небольших компаний с отечественным капиталом. Что фактически и произошло уже на банковском рынке.

Вообще нельзя говорить о СПЛИТе как об экономии средств на функционирование государственных органов, поскольку: НПФ и СК-лайф, фонды финансирования строительства будут переданы в НКЦБФР, остальные - в НБУ. То есть остается 2 органа по регулированию финансовой деятельности.

Кроме того, законопроект содержит еще много недостатков. Например, лишает потребителей возможности обращаться за защитой своих прав к регулятору, ведь не предусматривает наделение НБУ и НКЦБФР функцией защиты прав потребителей, которая сейчас является одной из ключевых функций Нацкомфинуслуг.

Необходимо также отметить негативный социальный эффект возможного принятия законопроекта о СПЛИТе, что приведет к потере рабочих мест на небанковском рынке (сейчас на нем работает более 73 тыс. человек); уменьшение налоговых поступлений в госбюджет (в 2017 перечислено 1,2 млрд гривен налога на прибыль и 0,5 млрд. НДФЛ). Кроме того, фонд социального страхования от безработицы должен будет выплачивать порядка 0,5 млрд гривен пособий по безработице.

Все началось в 2015 году, когда финансовая система страны была у пропасти. Законопроект о СПЛИТе, соответственно, прописывался с учетом этих обстоятельств, предполагая консолидацию полномочий в руках НБУ и НКЦБФР. На сегодняшний день такой необходимости нет. Более того, небанковский сектор в течение прошедших 3-х лет показал, что он в состоянии самостоятельно выбраться из кризиса (нет ни фонда гарантирования, ни рефинансирования, ни государственной поддержки). О том, что данный законопроект потерял свою актуальность говорит и тот факт, что резюме Главного юридического управления Верховной Рады Украины содержит следующее: "законопроект не содержит достаточных правовых механизмов для эффективного государственного регулирования в сфере небанковских финансовых услуг и требует существенной доработки, как по сути, так и редакционно".

Другими словами, никакой необходимости в принятии данного закона нет, есть банальное желание разделить перспективный рынок между НБУ и НКЦБФР. В случае принятия данного закона НБУ получит беспрецедентное влияние на весь финансовый сектор экономики. Учитывая тот факт, что решения Национального Банка Украины не могут быть приостановлены даже по решению суда, в разы увеличивается вероятность принятия коррупционных решений в пользу того или иного участника рынка.

Если Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Оставить комментарий0
Для того, чтобы оставлять комментарии Вам нужно войти или зарегистрироваться.
Последние новости рубрики:
Stockworld's telegram
Подробнее