Авторизация на портале

Авторизуясь на www.stockworld.com.ua Вы получаете доступ к расширенному функционалу портала: комментированию публикаций, организации встреч и участию в мероприятиях, созданию собственного профиля и просмотру профилей других зарегистрированных пользователей портала
Также Вы можете авторизироваться при помощи вашего профиля в социальных сетях. Вы автоматически принимаете на себя условия Правил поведения на портале, а также условий перепечатки и другого использования материалов портала
Также Вы можете зарегистрироваться при помощи вашего профиля в социальных сетях :
23.12.2015 | 21:56
11974
0

И вновь об открытости и противодействии коррупции

Интегрированные информационные системы – показатель прозрачности деятельности и механизм борьбы с коррупцией.

Учитывая острую экономическую ситуацию в стране и потребность в реформировании практически всех секторов экономики, регуляторной функции государственных органов, включения во реализацию реформ всех граждан страны необходимо в процессах реформирования использовать современные информационные и технологические разработки, а также включать в работу над реформами отечественных и зарубежных экспертов и непосредственно самих граждан.

Проблема прозрачности действий власти и всех субъектов хозяйствования на любом уровне сегодня особенно актуальна, поскольку прозрачность – основное условие открытости решений структур власти и представителей бизнеса. Одним из ярких решений по прозрачности использования государственного бюджета стала презентованная заместителем министра Министерства финансов Украины Оксаной Маркаровой членам Общественного совета при МФУ интегрированная информационно-аналитическая система «Прозрачный бюджет». Данная система уже работает в тестовом режиме (http://spending.gov.ua/).

Искажение информации, ее дефицит и неадекватный инструментарий управления рисками в экономике углубляет неопределенность и создает предпосылки к финансовым потерям.

Татьяна Дмитренко
Глава Агентства по развитию вексельного рынка. Глава Комитета международного сотрудничества, Член Правления Общественного совета при Министерстве финансов Украины.

Могу сказать, что презентация вызвала единодушную поддержку всех членов совета с большой надеждой на поддержку данной инициативы в Кабинете министров Украины. ИАС «Прозрачный бюджет» призвана, с одной стороны, повысить эффективность управления бюджетом, с другой – степень подотчетности правительства гражданам, а также стать эффективным механизмом в процессе борьбы с коррупцией. Сейчас существует необходимость внедрения нормы об участии общественности в бюджетном процессе и обеспечение современной информационно-аналитической поддержкой работу Минфина, ДФС, Казначейства.

Прозрачность – основное условие открытости решений структур власти и представителей бизнеса.

Инициатива правительства Украины «Прозрачный бюджет» предусматривает внедрение лучших международных рекомендаций Всемирного банка, Международного валютного Фонда и Международного бюджетного партнерства. Появление концепции создания интегрированной информационно-аналитической системы «Прозрачный бюджет» вызвана стремлением повысить прозрачность использования бюджетных средств, призывами международного сообщества к правительствам стран мира сделать доступной информацию о государственных финансах для своих граждан. Особое удовольствие получаешь, когда осознаешь со направленность предлагаемых инициатив выхода страны из кризисного состояния.

«Прозрачный бюджет» Минфина – одно из ярких решений по прозрачности использования госбюджета.

Конечно, каждый о своем. Поэтому я параллельно сравнивала представляемую информационно-аналитическую систему с проектом Агентства по развитию вексельного рынка и моим диссертационным исследованием по созданию Единой государственной информационной системы обращения векселей. Спецификой обращения векселей в Украине с чрезвычайно высоким уровнем коррупции является то, что самыми масштабными и громкими вексельным аферами были вексельные программы с участием государства (энергетические векселя, государственные казначейские векселя Укрспецфина, финансовые казначейские и банковские векселя, которые правительство без необходимой правовой базы пыталось ввести в оборот в электронном виде в 2013 году). Необходимо признать отсутствие системного контроля со стороны государства за рынком векселей и отсутствие государственной статистики по операциям с векселями с 01.10.2008 г.

Создание и введение единой государственной информационной системы обращения векселей и обеспечения доступа к ней государственных органов, в том числе Министерства финансов Украины, Министерства юстиции Украины, Национального банка Украины, Государственной фискальной службы Украины, Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, Государственной службы финансового мониторинга Украины позволит указанным государственным органам осуществлять мониторинг выпуска и продажи бланков векселей, выпуска и погашению векселей, вексельных расчетов, купли - продажи векселей, вексельной залога и других операций с векселями и оперативно предотвращать выдачи и использованию векселей фиктивных предприятий субъектами хозяйствования.

Самыми масштабными и громкими вексельным аферами были вексельные программы с участием государства.

Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку была обсуждена на совместном заседании ее комитетов по вопросам развития долговых, производных и внедрению новых инструментов фондового рынка и по вопросам корпоративного управления, эмиссии и обращения паевых ценных бумаг, прошедшем 20.09.2012 г., реализация Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно повышения требований к эмитентам ценных бумаг». Тогда были приняты решения по манипулированию ценными бумагами, об установлении признаков фиктивности ценных бумаг и деривативов и утверждена Программа предупреждения фактов выпуска и обращения ценных бумаг, которые могут использоваться для непродуктивного оттока капиталов, уклонения от налогообложения, легализации доходов, полученных преступным путем. Предлагаемая нами информационная система будет способствовать установлению контроля за их выпуском и обращением, ограничений по объему выпуска векселей одним субъектом хозяйственной деятельности в зависимости от объема его активов, а также реестра фиктивных и ликвидированных предприятий, которые были эмитентами векселей; организация прозрачных торгов векселями на биржах в порядке, учитывающим специфику ордерных ценных бумаг для снижения рисков участников торгов и повышения ликвидности векселей в обращении.

Реализация принципов эффективности и результативности, публичности и прозрачности предполагает наличие действенной системы ключевых показателей эффективности и инструментов информирования общественности, а также их контроля. Необходимо отметить, что в ответ на заданный членами Общественного совета при МФУ вопрос о достоверности вносимой информации участниками в информационно-аналитическую систему, Оксана Маркарова отметила, что ответственность за достоверность вносимой информации регулируется Уголовным Кодексом Украины.

Только упорядоченный и конкурентоспособный рынок может стать катализатором стабилизации финансового положения.

Конечно, проекты по созданию государственных информационных систем отчасти не новы. Еще в бытность моей работы в Госфинмониторинге Украины осуществлялись попытки сделать прозрачным обращение такого высокорискового в сфере борьбы с теневой экономикой финансового инструмента как вексель. Так, 28 декабря 2011 года Кабинет министров Украины принял постановление №1379 «Об утверждении плана мероприятий на 2012 год по предотвращению и противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем или финансирования терроризма», которым обязал создать централизованный электронный Единый государственный реестр по выпуску, обращению и погашению векселей, но это Постановление так и не было выполнено. В нынешний момент презентованным проектам также придется бороться за свое внедрение и реализацию.

Хотелось бы пожелать, чтобы эта борьба была не напрасной, направление движения экономики Украины изменило свое направление, ведь только упорядоченный и конкурентоспособный рынок может стать катализатором стабилизации финансового положения в государстве.

Орфография, пунктуация и стилистика автора сохранены. Мнение автора данной публикации может не совпадать с мнением редакции. Редакция StockWorld не несет ответственности за информацию, содержащуюся в данном материале.
Если Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter